«В ПОИСКАХ МАСТЕРСТВА». Выставка Анастасии Борониной
Пройдя искус абстрактной живописью в рамках контемплативизма – направления, представленного международной группой художников, стремящихся к соединению импрессионистического и экспрессионистического миросозерцания, Анастасия Боронина обратилась к искусству фигуративному, сохранив при этом все, что было найдено и пережито в процессе поиска прообразов, лежащих в основе видимого. Это, прежде всего, готовность к сосредоточенной внутренней работе, поискам равновесия и гармонии, без которых невозможно позволить цвету, как живому существу, жить по своим законам, выстраивая собственное пространство и заполняя его формами, рожденными из световых потоков. Своего рода мировоззренческой и эстетической программой художницы стала серия работ с сосудами – чашами, кубками, наконец – обычными цветочными вазами. В абсолютном большинстве работ, как бы ни был зрелищен и многозначителен натюрморт, он служит лишь обрамлением сосуда, внутри которого, то разгораясь, то едва мерцая, таится свет. Именно он – начало всех начал и именно он определяет место и значение всех предметов, начиная с собственного вместилища. Лаконичные, читающиеся порой как знаки, формы предметов лишь отражают этот свет, стремясь одновременно впитать его избыток. Тяготение к вертикальным композициям воспринимается, как стремление художницы донести до зрителя энергетику цветового пространства, неудержимо рвущуюся за пределы холста.
Одной из самых больших сложностей в поиске композиционного решения каждого полотна становится преодоление, или устранение препятствий, которые могли бы помешать свободному и органичному движению цветовых потоков. Каждое полотно Анастасии Борониной – это самодостаточный мир - почти вселенная. Взаимодействие центробежных и центростремительных сил облекает цвет в формы, соотносимые с предметами обыденного мира, уравнивая одушевленное и неодушевленное как части единого целого. В этом отнюдь нет пренебрежения к частному, единожды случившемуся состоянию (переживанию) отдельного персонажа. Человек выступает как знак Вселенной – разумной Вселенной (и не будем торопиться с определением «единственный»). Природа цвета такова, что он щедро делится своей энергией и с человеком, и с сонными деревьями над речкой, и с древней чашей, исполненной сакрального смысла.
Пожалуй, одна из самых притягательных сторон творчества Анастасии Борониной – ее абсолютное доверие к свету и цвету (или свету-цвету) как основе всего сущего и своего рода «гаранту» гармонии мира. Доверяя своим переживаниям и своей интуиции, она в то же время с доверием относится и к зрителю, не унижая его «разжевыванием» и детальным обсказыванием мира своих картин. Пожалуй, единственное, что она готова защищать в созданной ею Вселенной – это свет, точнее. Это – СВЕТ. Именно его она старательно огораживает, то прозрачным стеклом, то камнем и металлом, то линией горизонта и кромкой воды. И каждая из ее чаш, если присмотреться, напоминает очертанием ладони, бережно удерживающие крохотную частицу света, из которой и получается ее Искусство.